» » Сможет ли Турция отказаться от российского газа

Сможет ли Турция отказаться от российского газа

25-07-2017, 18:48

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара может отказаться от закупок российского газа и совместного строительства АЭС «Аккую» в Мерсине, соглашение о котором было подписано двумя странами в 2010 году. Такое заявление стало ответом на сообщения о несанкционированном вторжении российских военных самолетов в воздушное пространство Турции, которое, по данным Анкары, они совершили в рамках сирийской операции.

Сможет ли Турция отказаться от российского газа

«Мы не можем принять текущего положения дел, – заявил Эрдоган во время своего официального визита в Японию. – Объяснения российской стороны о вторжении в наше воздушное пространство неубедительны». Турецкий лидер заявил, что отказ от некоторых проектов будет большим ущербом для Москвы. «Есть вопросы, которые Россия должна продумать, - заявил Эрдоган. – Если Россия не хотят строить АЭС «Аккую», кто-нибудь другой построит ее... Мы главный потребитель российского газа. Разрыв с Турцией будет серьезной потерей для России. Если будет такая необходимость, Турция может покупать газ и в других местах».

«Надо учитывать тот факт, что на фоне этого кризиса политики выступают, исходя из своих интересов и соображений, – прокомментировал «МК» заявление Эрдогана турецкий политолог, доцент Университета экономики и технологий TOBB в Анкаре Тогрул ИСМАИЛ. – Нужно учитывать, во-первых, может ли экономически Турция отказаться от российского газа. Во-вторых, строительство «Аккую» - это международная договоренность. Насколько российская сторона выполняет решения по ней? Там были скандалы, сообщения об отклонениях от нормы. Высказывания президента Турции нужно считать не угрозой, а предупреждением российской стороне. Как политик он должен защищать свой авторитет, вот он и старается выступить таким образом».

«Угрозу президента Турции Тайипа Эрдогана Турция о возможном отказе это страны от закупок российского газа в связи с рядом инцидентов нарушения воздушного пространства республики российскими военными самолетами стоит рассматривать, скорее, в качестве спекуляции и очередного инструмента борьбы за скидку на «голубое топливо», - заявил «МК» директор Фонда энергетического развития Сергей ПИКИН. – Некоторое время назад Эрдогану было выгодно демонстрировать свое дружелюбие к России. Теперь у Анкары появился шанс надавить на Москву и «Газпром» на геополитическом уровне. Турция является вторым во величине иностранным покупателем российского газа (после Германии) и, если рассуждать гипотетически, потеря этого рынка сильно ударит по экспортным доходам «Газпрома». Однако нельзя забывать, что турки весьма прагматичная нация. Они прекрасно понимают, что оперативно заменить российский газ им будет довольно затруднительно. Не факт, что сжиженный природный газ (СПГ), который Турции может закупать у других производителей, окажется дешевле, нежели газ, поставляемый по существующему трубопроводу «Голубой поток» или по будущему маршруту «Турецкий поток». А закупать газ дороже, чем российское топливо лишь бы только «насолить» Москве, как это делала Украина, Анкара точно не будет. Кроме того, поставки азербайджанского или иранского газа, о возможности чего говорит турецкая сторона, это вопрос не менее 5 лет. Так что, угрозы Эрдогана — это борьба за скидку. Анкара настаивает на преференции в размере примерно 10% от базовой цены. Думаю, что в процессе переговоров будет достигнут определенный компромисс».

МЕЖДУ ТЕМ

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил о готовности послать войска в Турцию для защиты от угроз с юга. «НАТО готово и способно защищать всех своих союзников, в том числе Турцию, от любых угроз», - заявил Столтенберг, отметив, что российские авиаудары в Сирии — это «повод для беспокойства». Даст ли Анкара согласие на введение войск? «Турция — член НАТО, и это соответствует соглашениям, – пояснил «МК» Тогрул Исмаил. – Здесь надо обратить внимание на другое. Турция реагирует на то, что происходит, достаточно осторожно, а реакция НАТО – очень резкая. Турецкая более сдержанная. Мое мнение: многое будет зависеть от того, как поведут себя Россия и НАТО. Турция сейчас прижата тисками».