» » Вице-премьер Хлопонин пообещал отсрочить «сухой закон» на полгода

Вице-премьер Хлопонин пообещал отсрочить «сухой закон» на полгода

19-12-2017, 18:50

Введение с 1 января новой системы контроля алкоголя не приведет к исчезновению горячительных напитков из российских магазинов и ресторанов в Новый год — такое обещание дал вице-премьер Александр Хлопонин. Прозвучавшая от него новость была долгожданной. Напомним, пошли разговоры, что большинство питейных заведений в России не успели подключиться к Единой государственной автоматизированной системе (ЕГАИС). В ней они должны регистрировать факт закупки спиртного, чтобы можно было отследить прохождение алкоголя от производителя до покупателя — так государство борется с паленым спиртным. Но оказалось, что свыше 90% кафе и ресторанов не готовы к нововведению. А это уже прямая угроза «сухого закона», да еще и в новогодние праздники.

Вице-премьер Хлопонин пообещал отсрочить «сухой закон» на полгода

Еще раньше лучик надежды зародило Минэкономразвития. Ведомство сообщило, что разрабатывает проект постановления, разрешающий в рамках переходного периода продавать алкоголь без внесения данных в ЕГАИС. А значит, скорее всего, кафе и ресторанам будет дана отсрочка для подключения к системе до 1 апреля следующего года. Но Хлопонин дал еще больше времени на разбег: для ресторанов отсрочка продлится до середины года.

Десять лет назад ЕГАИС уже спровоцировала самый масштабный коллапс на легальном рынке алкоголя. Его кульминацией стало исчезновение алкогольной продукции из розницы. Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз уверен, что сейчас власти в любом случае не допустили бы повторного обострения ситуации. В этом году россияне не поехали на праздники за границу, а значит, многие прямиком отправятся в кафе и рестораны. Оставить полки общепита пустыми в такой ситуации было бы непростительной ошибкой, особенно учитывая, что в нашей стране не прочь употребить «крепленого» 70–80% населения. При этом из 60 тыс. кафе и ресторанов по стране к ЕГАИС успели подключиться не более 15% заведений.

Рестораторы же настаивают, что в Росалкогольрегулировании «вспомнили» о питейных заведениях буквально в начале декабря, дав им на принятие решения всего три-четыре недели. До этого владельцы кафе и ресторанов были уверены, что новое требование распространится на них только с 1 июля 2016 года, когда к новой системе подключится вся розничная торговля. По мнению Вадима Дробиза, в том, что предприниматели не подготовились к нововведению, вина обоюдная: и бизнеса, и государства. Первые не удосужились самостоятельно вникнуть в суть происходящего, вторые как следует не разъяснили.

С последним утверждением, похоже, согласились и чиновники. «С 1 января система вступает в оптовом звене, а с 1 июля должна поступить в розницу, сюда относятся как раз рестораны и супермаркеты. Что касается информации негативной по поводу того, что наши рестораторы не готовы к системе ЕГАИС, что в преддверии Нового года на полках не окажется алкогольных напитков, — это неправда. Мы работаем и с рестораторами, и с крупными сетевыми, маленькими, небольшими магазинами, сегодня они могут в режиме онлайн обратиться и задать вопросы, чтобы мы оказали содействие в установке этой системы», — сообщил Александр Хлопонин.

Здесь можно было бы поставить точку, если бы не опасения иного рода: установка ЕГАИС в любом случае потребует от рестораторов затрат. Например, московский ресторатор Александр Кан рассказал «МК», что при подключении к ЕГАИС за каждое заведение в собственной цепочке ресторанов ему пришлось отдать 80 тыс. рублей. Соответственно, чем шире ресторанная сеть, тем большая финансовая нагрузка ложится на ее владельцев. В то же время сумма, которая для крупного столичного ресторана выглядит вполне приемлемой, для небольшого заведения в глубинке может оказаться неподъемной. Естественно, можно ожидать, что потом мы увидим эти цифры на ценниках в меню. Правда, Александр Кан считает, что потребителю надо обращать внимание вовсе не на факты, связанные с ЕГАИС. Рост цен в кафе и ресторанах в любом случае неизбежен, и главным «локомотивом» здесь станет инфляция. По его данным, уже после Нового года стоимость горячительных напитков в питейных заведениях поднимется в среднем на 10%.

Ресторанный бизнес опасается и того, что ЕГАИС будет ошибаться, давать сбои, то есть станет чем-то вроде системы «Платон» для дальнобойщиков — такой же миной замедленного действия, источником сюрпризов. А от сюрпризов, которые преподнесет ЕГАИС, пострадаем и мы все — потребители услуг общепита. Но радует хотя бы то, что произойдет это не во время праздников.