» » Аккумулятор важнейший элемент авто

Аккумулятор важнейший элемент авто

10-05-2022, 14:44
Мало кто задумывается о состоянии аккумуляторной батареи (АКБ), да и вообще помнит о её наличии в машине ровно до тех пор, пока с ней не возникнут проблемы. Рассказываем, как устроены автомо­бильные аккумуляторы, для чего они нужны и какой покупать, если возникнет такая необходимость.

Для начала о терминах и названиях. В предыдущих абзацах мы уже использовали (и будем использовать дальше) несколько названий этого устройства — все они в ходу и считаются синонимами. Но с технической точки зрения наиболее верным будет самый полный вариант — аккумуляторная батарея. Потому что любая автомо­бильная АКБ — это несколько аккумуляторов (секций), заключённых в общий корпус и соединённых друг с другом последовательно. Эти секции в народе называют «банками», и в 12-вольтовой батарее легкового автомобиля их шесть.

Жаргонизм в данном случае верен по сути. Каждая аккумуляторная секция — это ёмкость, заполненная электролитом — жидкостью, молекулы которой могут распадаться на положительно и отрица­тельно заряженные ионы. В жидкость автомо­бильного аккумулятора погружены пластины – анод и катод. Если через них пустить электрический ток, то в «банке» стартует цепь химических реакций, образующих новые соединения. Так происходит заряд аккумулятора. У нас можно аккумулятор купить в кирове недорого.

Когда к тем же катоду и аноду подключается потребитель электроэнергии, то процесс поворачивает вспять: возникает обратная химическая реакция с выделением электронов, совершающих полезную работу. Это если совсем «на пальцах» — в реальности процессы внутри батареи сложнее, но общий принцип не меняется.

Аккумуляторы принято разделять по типу электролита. Наиболее распространённые – кислотные, у них катод и анод помещены в водный раствор кислоты, чаще всего серной. Они лучше остальных подходят для автомобиля, потому что способны очень интенсивно (и быстро) разряжаться, выдавая большой электрический ток, который нужен стартеру для запуска ДВС.

Реже используются щелочные — на основе растворов с едкими натрием или калием. У них низкий саморазряд (потеря запасённой энергии без подключённых потребителей), но и слабый отдаваемый ток. Поэтому они применяются там, где нужна подпитка небольшими токами в течение длительного времени. Например, в качестве вспомогательной батареи для бортовой электро­ники или на мотоциклах, не оснащённых электро­стартером.

К щелочному типу относятся и многие разновидности аккумуляторов с порошковым или пасто­образным напол­нением вместо жидкого электролита — это позволяет делать их герметичными, компактными и относительно безопасными.