» » Глава столичного дептранса проигнорировал рекомендации Игоря Шувалова

Глава столичного дептранса проигнорировал рекомендации Игоря Шувалова

23-04-2018, 10:34

Реконструкция подземных переходов в метрополитене, затеянная Максимом Ликсутовым, идет вразрез с поручением первого вице-премьера и указаниями президента по деофшоризации экономики

Глава столичного дептранса проигнорировал рекомендации Игоря Шувалова

В Москве разгорается очередной громкий скандал, в котором оказался замешан руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов. По его предложению в столице началась масштабная реконструкция торговых площадей метрополитена. Однако в профсоюзе работников среднего и малого бизнеса Москвы утверждают, что под видом реконструкции в столице начался передел рынка аренды торговых площадей метрополитена, который лишает работы тысячи индивидуальных предпринимателей. Городские власти фактически выживают из «подземного» бизнеса прежних арендаторов, нарушая рекомендации правительства о продлении договоров аренды с владельцами торговых павильонов на прежних или льготных условиях без проведения торгов.

Решение о необходимости поддержать малый бизнес в условиях кризиса было принято на заседании правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего бизнеса под председательством первого зампреда правительства РФ Игоря Шувалова 11 февраля 2015 года. Тогда органам государственной власти субъектов РФ было рекомендовано продлить хозяйствующим субъектам право на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, срок действия которых истек в 2015 году, на прежних или льготных условиях без проведения торгов. Однако, как выяснили «Известия», в Москве рекомендации правительства грубо нарушаются. Из-за затеянного столичными властями реформирования системы аренды переходов метрополитена сотни индивидуальных предпринимателей теряют свой бизнес и, как следствие, работы лишаются тысячи продавцов, работающих в киосках подземки.

Муки бизнесмена Вуки

Частный предприниматель Вук Варагич свой бизнес начинал с одного павильона в переходе станции метро «Полежаевская» в далеком 1999 году. К 2014 году у него уже было 26 палаток с сувенирами и продуктами, в которых работало около 50 человек. Однако с началом реконструкции бизнес Варагича пошатнулся.

— С одной стороны, в кризис выросли закупочные цены и люди стали экономнее, — рассказывает он. — С другой — из-за реконструкции мне приходится сворачивать бизнес. Только за два последних месяца 2014 года мне пришлось закрыть киоски в переходах у станций метро «Новогиреево», «Каховская» и «Варшавская». Там метрополитен начал реконструкцию.

Варагич рассказывает, что руководство метрополитена обещает после реконструкции устроить торги по аренде готовых киосков, в которых сможет принять участие «любой желающий». Однако, по словам предпринимателя, он в аукционах уже участвовать не будет, потому что метрополитен изменил условия договоров и существенно поднял арендные ставки.

По данным метрополитена, на сегодняшний день коммерческая деятельность организована на 135 станциях. Общая торговая площадь составляет 15 тыс. кв. м. В среднем на предоставлении площадей для торговли в переходах метрополитен зарабатывает более 1 млрд рублей.

При этом цена аренды, по данным Ассоциации арендаторов подземных пешеходных переходов столицы, с 2013 года поднялась в три раза. Если в 2013 году аренда 1 кв. м в месяц стоила 5,2 тыс. рублей, то в 2014-м цена выросла до 10,5 тыс. рублей. Сейчас стоимость аренды 1 кв. м составляет 15 тыс. рублей в месяц. При этом на торгах стоимость может увеличиваться в разы.

— У меня нет таких денег, чтобы платить до 45 тыс. рублей в месяц за 1 кв. м, так как везде заявленная Ликсутовым цена 15 тыс., это заявочная стоимость перед торгами, а во время торгов стоимость метра, как правило, вырастает в три раза. Вот и получается, что за 35-метровый павильон надо в месяц платить 1,5 млн рублей. А мне нужен маленький магазинчик размером 4–7 м за 315 тыс. в месяц, — возмущается бизнесмен. — А теперь столичные власти не сдают в аренду маленькие площади.

В профсоюзе работников среднего и малого бизнеса Москвы говорят, что счет таким предпринимателям, как Вук, пострадавшим от реконструкции, уже идет на сотни.

— А если столичные власти не остановятся, то счет оставшимся не у дел будет идти уже на тысячи, — заявляют в профсоюзе. — Мы уже обратились за поддержкой в ОНФ, а также к уполномоченному по защите прав предпринимателей города Москвы.

Кроме того, профсоюз уже подал заявку на проведение митинга 7 апреля 2015 года в центре Москвы. Предприниматели намерены вывести на площадь Пушкина не менее 2 тыс. человек, чтобы привлечь внимание к планомерному уничтожению малого бизнеса в столице.

Миллиарды на снос ларьков

Торговыми площадями в подземных переходах, прилегающих к станциям метрополитена, Максим Ликсутов озаботился осенью 2013 года. Тогда руководитель столичного дептранса направил мэру Москвы Сергею Собянину письмо (имеется в распоряжении «Известий») с просьбой согласовать реконструкцию и благоустройство 296 вестибюлей и 131 подземного перехода Московского метрополитена.

Как следует из документа, реконструкция торговых площадей понадобилась «в целях формирования качественной среды для пассажиров городского транспорта». По оценке Максима Ликсутова, бюджет разработки архитектурного зонирования и дизайна, концепции размещения мелкорозничной торговли и проведения проектно-изыскательских работ будет составлять 3,5 млн рублей за одну станцию. А стоимость строительно-монтажных работ на одной станции составит 55 млн рублей. Финансировать проект предполагается из прибыли ГУП «Московский метрополитен», он же выступает заказчиком работ.

В 2015 году запланирована реконструкция 90 станций. Таким образом, только в этом году на реконструкцию будет потрачено больше 5 млрд рублей.

По словам источников в правительстве Москвы, благоустройство вестибюлей и переходов в метрополитене курирует давний знакомый Максима Ликсутова — замруководителя столичной подземки Юрий Дегтярев. До прихода в метро Дегтярев занимался бизнесом — был совладельцем и директором ООО «Региональный экспресс», которое занимается эксплуатацией пригородных электричек. Ликсутову тема электричек тоже не чужая. В 2009–2010 годах он возглавлял ООО «Аэроэкспресс» и владел 25% акций данной компании.

— Именно в те годы у них и завязалось знакомство, — поясняет собеседник в мэрии. — Однако на работу в метро он пришел только в 2014 году, когда метрополитен возглавил Дмитрий Пегов, которого считают креатурой Ликсутова.

Первый конкурс на выполнение работ по благоустройству вестибюлей 13 станций метрополитена («Люблино», «Кожуховская», «Выставочная», «Аннино», «Чкаловская», «Каховская», «Деловой центр», «Лесопарковая», «Марьино», «Новогиреево», «Речной вокзал», «Варшавская», «Парк Победы») и подземных пешеходных переходов, прилегающих к ним, был объявлен в октябре 2014 года. Победителем тендера, по данным сайта госзакупок, стало ООО «Турбомаш». В феврале 2015 года с компанией был заключен контракт почти на 1 млрд рублей.

По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Турбомаш» принадлежит компании ОАО «Славмашхолдинг», которой, в свою очередь, владеет кипрская компания Kromvel Holding Limited.

Напомним, что президент страны Владимир Путин не раз говорил о необходимости деофшоризации экономики. Еще в 2013 году он отмечал, что российские компании, зарегистрированные в офшорах, должны платить налоги по российским правилам и в российский бюджет. Кроме того, не раз звучали рекомендации госкомпаниям и региональным властям пересмотреть практику заключения госконтрактов с фирмами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях. Очевидно, что ни одна из этих рекомендаций руководством дептранса не была принята во внимание.

На сайте ООО «Турбомаш» говорится, что основной специализацией компании является деятельность в области теплоэнергетического комплекса по проектированию, строительству, инжинирингу и поставке оборудования.

Однако с недавних пор ООО «Турбомаш» активно участвует и в крупномасштабных столичных проектах, связанных с деятельностью департамента транспорта Москвы.

Например, компания задействована в реконструкции Малого кольца Московской железной дороги. Непосредственным куратором этого проекта от столичного правительства является глава дептранса Москвы Максим Ликсутов.

Кроме того, в 2014 году ООО «Турбомаш» выиграло три конкурса на общую сумму 481,8 млн рублей на оснащение плоскостных парковок и проектирование электроснабжения для них.

По данным отчета о прибылях и убытках, опубликованного на сайте «СПАРК-Итерфакс», в 2013 году выручка ООО «Турбомаш» составила более 2,1 млрд рублей, чистая прибыль — 20,8 млн рублей.

Комментировать свое сотрудничество с департаментом транспорта Москвы в ООО «Турбомаш» отказались. В департаменте транспорта Москвы считают, что более 80% торговых площадей метрополитена находится в субаренде и основная задача метрополитена и правительства города — обеспечение безопасности и комфорта пассажиров.

— В условиях, когда метрополитен благодаря выстроенной цепочке посредников не знает, кто по факту занимает торговые площади на его территории, остро встает вопрос безопасности. Малый бизнес — субарендаторы — также страдает от сложившейся ситуации. Сейчас 1 кв. м торговых площадей метрополитена пересдается конечным субарендаторам по ценам 35–90 тыс. рублей в месяц, в то время как Московский метрополитен получает в среднем 10 тыс. рублей.

Подобная ситуация с торговлей в метро сложилась в 1990-е годы. Очевидно, что она требует упорядочения и изменения формата, отмечают представители дептранса. После окончания ремонтных работ торговые площади будут разыграны на открытых аукционах. По правилам аукциона предусматривается только прямая аренда, что позволит отслеживать деятельность арендаторов и сделать ее прозрачной, повысить качество предоставляемых услуг по торговле.

По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, отдавать тендеры компаниям, которые зарегистрированы в офшорах, когда идет деофшоризация, не только не этично, но и преступно.

— Мэр Москвы не обязан знать конечных бенефициаров компаний, которых привлекает к работе департамент транспорта, и может быть не в курсе всех деталей, — считает Кабанов. — А вот Ликсутов наверняка должен знать, что за фирмы участвуют в курируемых им проектах.

И тут, по словам Кабанова, есть два варианта: либо вице-мэр ведет самостоятельную политику без оглядки на руководство и уверен в своей безнаказанности, либо является заложником чьих-то интересов и не в силах влиять на подбор подрядчиков.

Пожароопасный «пилот»

«Парадной витриной» проекта реконструкции и благоустройства подземных переходов и станций, по задумке руководства департамента транспорта столицы, должна стать станция метро «Новокосино». Тендер на право заключения договоров аренды торговых объектов в восточном подуличном переходе станции «Новокосино» был разыгран весной 2014 года.

Победителем конкурса на услуги по аренде объектов с целью осуществления торговли на территории метрополитена стала компания «Ванечка», входящая в группу Ginza Project.

«Ванечке» достались права аренды семи магазинов в торговой галерее общей площадью 193 кв. м, включающей в себя точку общественного питания, магазины мобильных телефонов и цифровой техники, цветов, два магазина одежды и обуви, магазин бытовых услуг и киоск по продаже прессы и сувениров.

При этом торговля — это далеко не профильный бизнес компании Ginza Project.

Ginza Project — это российский ресторанный холдинг, основанный в 2003 году в Санкт-Петербурге бизнесменами Дмитрием Сергеевым и Вадимом Лапиным. Холдинг включает в себя десятки ресторанов, кафе и клубов в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону (бренды Ginza, «Пиво-Воды», «Япоша»).

В Ассоциации арендаторов подземных пешеходных переходов столицы не исключают, что тендер на участие в пилотном проекте делался специально под Ginza Project.

— Конкурс на павильоны, которые сейчас арендует Ginza, должен был быть объявлен в конце 2013 года, — рассказывает член ассоциации Ирина Руднева. — После чего он продлевался пять раз, а в конкурсную документацию постоянно вносились изменения по специализации: торговля аптечными товарами была заменена на цветы, турдеятельность — на металлоремонт, было снято требование 5 лет опыта работы для фастфуда.

При этом, по словам Рудневой, к участию в конкурсе были допущены только две фирмы: ООО «Ванечка», образованное владельцами Ginza Project за месяц до конкурса, и ООО «Хаммер», зарегистрированное за два месяца до конкурса.

По данным базы «СПАРК-Интерфакс», ООО «Хаммер» было образовано в марте 2014 года Людмилой Корнюхиной. По юридическому адресу, где «прописан» «Хаммер», зарегистрировано еще 35 предприятий. Директором компании указан индивидуальный предприниматель из Кемеровской области Дмитрий Михальчук. Помимо «Хаммера», Михальчук значится директором и совладельцем еще девяти компаний, зарегистрированных в Кемерово, Москве и Санкт-Петербурге. Ряд из них налоговиками занесен в черный список как имеющие задолженности.

Связаться с Михальчуком не удалось.

Между тем, как выяснили «Известия», торговые павильоны, которые арендовала Ginza Project, оказались не безопасными. Прокуратура метрополитена, проведя проверку, выявила нарушения правил противопожарного режима. В распоряжении «Известий» оказались материалы проверки. Как следует из документов, конструкции киосков сделаны из горючих материалов и не обработаны защитным составом, а пожарная сигнализация не подключена к круглосуточному посту охраны.

«Кроме того, в павильонах оказались намертво закрыты пожарные эвакуационные выходы», — констатирует в своем представлении прокурор Московского метрополитена Александр Рыбак.

Рейтинг статьи: