» » Нянь для детей-сирот в больницах просят оплачивать из бюджета

Нянь для детей-сирот в больницах просят оплачивать из бюджета

13-08-2018, 15:52

По данным правозащитников, воспитанникам из детских домов не делают операции, потому что в медучреждениях за ними некому ухаживать

Нянь для детей-сирот в больницах просят оплачивать из бюджета

На заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, которое состоялось 18 мая, вице-премьер Ольга Голодец дала поручение проанализировать ситуацию с «больничными нянями» в регионах. Поводом к нему послужила информация благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» о том, что в «огромном количестве случаев» воспитанникам детских домов и интернатов «не была вовремя оказана необходимая медицинская помощь» из-за того, что больница настаивала на сопровождении ребенка сотрудником из детского дома, которого последний предоставить не мог. По словам правозащитников, детям, которые воспитываются в интернатах, очень часто нужно серьезное лечение, и если его нет, они теряют шанс на нормальную жизнь.

Как рассказала глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, речь идет «о детях младшего, младенческого возраста и детях с инвалидностью, которые не могут сами себя обслуживать». Если детский дом не найдет сопровождающего, ребенок может остаться вовсе без лечения. Руководители интернатов, столкнувшись с трудностями, нередко очень скоро оставляют попытки их преодолеть и не защищают права детей так, как это делают любящие родители.

— У нас была девочка из Орловской области. Она вместе с сестрой была отобрана у родителей в возрасте 1 год 5 месяцев. У нее был подвывих бедра, и ей нужно было лечение по ортопедии. Дом ребенка протянул почти год, потому что не было возможности госпитализировать девочку с сопровождающим, — сказала Елена Альшанская. — В результате мы добились, чтобы ребенка взяли в Филатовскую больницу, мы предоставили няню. Ребенок перенес три или четыре операции, провел в гипсе несколько месяцев. Если бы всё не было так затянуто, можно было бы ограничиться одной операцией и девочка могла бы месяц ходить даже не в гипсе, а в специальных распорках.

«Даже в Москве мы выявляли детей, которым до 5–6 лет не были сделаны простейшие операции по исправлению расщелин губы и неба, в связи с чем ребенок не мог, естественно, нормально говорить, — сказано в материалах фонда, которые были представлены на заседании. — Поэтому ему ставили диагноз умственная отсталость и направляли в ДДИ (детский дом-интернат для инвалидов. — «Известия»). Одна не сделанная вовремя операция может привести к тотальному ухудшению не только здоровья, но и всей дальнейшей жизни и судьбы ребенка».

По словам Елены Альшанской, руководители детских домов, неравнодушные к своим подопечным, обращаются за помощью в благотворительные фонды. В 2014 год фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» «предоставил нянь для 226 детей, проходивших лечение, реабилитацию или обследование в федеральных клиниках и реабилитационных центрах».

По ее словам, особенно тяжелая ситуация с учреждениями, где живут дети-инвалиды.

— Там большинство детей нуждаются в регулярном обследовании, лечении и реабилитации, и не получается к каждому из них прикрепить отдельного сотрудника, — сказала она.

Если у детского дома нет сопровождающего и он всё же решает госпитализировать ребенка, то ребенок в больнице не получает необходимого ухода.

— У больниц нет немедицинского персонала, который можно приставить к конкретному ребенку для постоянного наблюдения и ухода, — сказала Елена Альшанская.

«По нашему опыту работы… мы не знаем ни одной больницы, способной обеспечить уход за ребенком-сиротой», — сказано в материалах фонда.

По ее словам, сотрудников больниц нельзя считать виноватыми в ситуации, они скорее являются ее заложниками.

Как говорится в материалах фонда, «можно понять требования больницы в ситуации, когда за ребенком требуется уход, когда ребенок не в состоянии самостоятельно поесть, одеться, сходить в туалет, а после операции за ним требуется серьезный присмотр и, например, контроль за тем, чтобы он не снимал повязки или регулярно делал те или иные упражнения».

— Помимо болезни и требований ухода, связанных с его состоянием, есть еще обычные возрастные потребности у маленького ребенка, — сказала Елена Альшанская. — Кроме того, есть поведенческие особенности детей из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создающие зачастую дополнительные проблемы для отделения, принимающего этих детей.

Как она отметила, сколько всего «больничных нянь» нужно детям-сиротам, сейчас не знает никто.

По словам пресс-секретаря зампреда правительства Алексея Левченко, по итогам заседания решено «проанализировать данные по регионам за предстоящий месяц и найти возможные источники финансирования для оплаты сопровождающих» для детей в больницах.

Руководитель правозащитной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер считает, что работа многих детских домов (домов ребенка и других организаций для детей-сирот) организована неэффективно.

— Нельзя сказать, что сотрудников всегда мало — их может быть больше, чем детей, — сказал он. — При этом они занимаются в основном обслуживанием здания, хозяйственными делами — например, работают в прачечной. Непосредственно с детьми занимается, как правило, совсем небольшое число людей. Такая организация работы предельно неэффективна и очень вредна для детей. Они должны, как в семье, выполнять работу по дому, и, если они не совсем маленькие, то могли бы помогать в той же прачечной. Можно было бы часть сотрудников освободить и нанять людей, которые будут заниматься именно детьми. Ведь ребенку нужно, чтобы рядом был значимый для него взрослый, к которому он привязан, а не просто сотрудник, который по сменному графику приходит следить за большой группой детей.

Эксперт напомнил, что 1 сентября 2015 года в силу вступает постановление правительства, которое сильно изменяет правила работы организаций для детей-сирот. В частности, в постановлении говорится что «численность детей в воспитательной группе не должна превышать 8 человек, а в возрасте до 4 лет — 6 человек». При этом за группой «закрепляется ограниченное количество педагогических работников организаций для детей-сирот, постоянно находящихся с воспитательной группой детей». Замещение педагогических работников работниками из других воспитательных групп не допускается, за исключением случаев увольнения работников, их болезни или отпуска.

В 2014 году 106 тыс. детей стояли на учете в государственном банке данных как оставшиеся без попечения родителей.