» » Число «зайцев» на транспорте увеличилось в 1,5 раза

Число «зайцев» на транспорте увеличилось в 1,5 раза

14-08-2018, 20:20

За 2015 год пассажирам московского транспорта выписали штрафы за безбилетный проезд на 264 млн рублей

Число «зайцев» на транспорте увеличилось в 1,5 раза

В 2015 году контролеры поймали в столичных автобусах, трамваях и троллейбусах 180 тыс. безбилетников. Это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году, когда штрафные квитанции получили 124 тыс. зайцев. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе государственного казенного учреждения «Организатор перевозок», сотрудники которого следят за оплатой проезда в городском общественном транспорте. По словам экспертов, зайцев стало больше в том числе из-за экономического кризиса.

Всего за 2015 год контролеры поймали более 264 тыс. пассажиров, не оплативших проезд. Штраф составляет 1 тыс. рублей, таким образом, безбилетники должны были заплатить более 264 млн рублей. 70% зайцев были оштрафованы на наземном городском общественном транспорте, остальные 30% - в метро. Пассажиропоток наземного транспорта - 4,2 млн человек в сутки, метрополитена - 8 млн.

Еще в начале 2015 года глава ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов говорил, что пассажиров, которые не оплачивают свой проезд в наземном городском транспорте столицы, из-за кризиса стало больше на 15%. Как отмечал Михайлов, «это очень большая проблема» и в связи с этим «Мосгортрансу» пришлось более интенсивно проводить проверки на своих маршрутах.

По мнению председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, активизация зайцев прежде всего связана с кризисом. Понятно, что при ухудшении экономической ситуации число граждан, которые хотят проехать без билета, растет, добавил он.

Сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Александр Морозов отметил, что проблема зайцев не решается из-за низких штрафов.

- Пассажиры понимают, что выгоднее не платить за проезд: маловероятно, что ты попадешься контролеру, - сказал Морозов. - На практике пассажир попадается не чаще, чем раз в месяц. То есть проще один раз заплатить штраф в тысячу рублей, чем покупать проездной на месяц за 1,5- 2 тысячи. Когда мы говорим о безбилетниках, то имеем в виду не только бедных людей, которым не на что купить билет, а обычных граждан, которые осознанно идут на нарушение. Остановить их могут только высокие штрафы - не меньше 3 тыс. рублей. Другой вариант - сделать более частыми проверки и увеличить штат контролеров, однако это слишком затратно для городского бюджета.

Отметим, что в метро число зайцев, в отличие от "наземки", сократилось. В 2015 году их было 84 тыс., в 2014 году - 152 тыс, то есть примерно в два раза больше. По мнению Александра Морозова, это может быть связано с тем, что в метро без билета стало труднее пройти.

- Устанавливаются специальные пирамиды против зайцев на турникетах, в вестибюлях постоянно присутствуют сотрудники, которые следят за проходом пассажиров, - пояснил он.

На наземном транспорте, по его словам, поиск безбилетников также стал более интенсивным в 2015 году. В частности, были закуплены специальные переносные устройства, чтобы контролеры могли проверять билеты на месте. Но "наземные" зайцы, как отметил эксперт, еще не успели почувствовать неотвратимость наказания, в отличие от "подземных".

По словам первого зампреда комитета Госдумы по транспорту Александра Старовойтова, в настоящее время вопрос об увеличении штрафов за безбилетный проезд в Госдуме не обсуждается.

- На наш взгляд, стоит ограничиться применением уже существующих штрафов и усилить работу контролирующих органов. Безбилетников становится больше не из-за низкого штрафа, а из-за того, как наказание применяется на практике. К тому же поднимать же вопрос об усилении ответственности за безбилетный проезд в кризис нецелесообразно, - отметил депутат.

Также в ГКУ «Организатор перевозок» рассказали, что в 2015 году контролеры остановили более 58 тыс. пассажиров, которые использовали для прохода чужие "социалки" - льготные персонифицированные карт для проезда. Так как размер штрафа в таких случаях составляет 2,5 тыс. рублей, нарушители заплатили в целом 147 тыс. рублей.

В пресс-службе отметили, что c 1 января 2015 года контролеры ГКУ «Организатор перевозок» не имеют права отбирать "социальную карту-проездной" у пассажира, если тот не является ее владельцем. «При этом в полномочия наших работников входит наложение штрафов за неправомерное использование льготной персонифицированной карты», - отметили в ведомстве.

Как рассказали в пресс-службе ГКУ «Организатор перевозок», с 2016 года контролеры смогут в таких случаях еще и блокировать социальную карту.

- В следующем году контролеры учреждения смогут передавать информацию о неправомерно используемых социальных картах в ГУП «Московский социальный регистр». Там будут блокировать транспортное приложение, содержащееся на социальной карте, - сказали в пресс-службе. - Мы ожидаем, что такая схема повлияет на нарушителей, которые неправомерно используют чужие социальные карты. Ведь восстановить работу транспортного приложения сможет только держатель социальной карты, являющийся получателем льгот, к тому же только после того, как обратится в ГУП «Московский социальный регистр» с соответствующим заявлением.