» » Депутаты предлагают ужесточить медицинские проверки полицейских

Депутаты предлагают ужесточить медицинские проверки полицейских

4-06-2015, 03:36

После трагедии в Люберцах парламентарии предлагают главе МВД ввести тщательные проверки полицейских у наркологов и психиатров перед каждым дежурством

Депутаты предлагают ужесточить медицинские проверки полицейских

Депутаты Госдумы отреагировали на жестокое убийство семьи из трех человек в подмосковных Люберцах, в совершении которого подозревается начальник конвойного взвода УВД по ЗАО Москвы Михаил Дроник. Депутат Госдумы Роман Худяков предлагает главе МВД Владимиру Колокольцеву внести поправки в закон «О полиции» и другие подзаконные акты, чтобы ужесточить систему медицинского контроля за полицейскими. Например, проверять сотрудников у наркологов и психиатров не ежегодно, как принято сейчас, а перед каждым заступлением на службу. Кроме того, депутат считает, что МВД необходимо поднять качество подготовки ведомственных врачей, которые проверяют сотрудников.

27 мая суд подмосковных Люберец арестовал 38-летнего командира отдельного взвода охраны конвоирования УВД по ЗАО города Москвы Михаила Дроника, подозреваемого в жестоком убийстве трех соседей по коммунальной квартире, в том числе семилетнего ребенка. По версии следствия, после бытовой ссоры полицейский забил людей ножом, после чего расчленил их тела. К моменту приезда опергруппы полицейский сидел в квартире без малейших признаков опьянения. Уже известно, что до работы в полиции Дроник служил в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) и десантных войсках. МВД уже назначило служебную проверку, которая должна выяснить все обстоятельства жизни и службы Дроника, а также очертить круг начальников и должностных лиц, недосмотревших за полицейским.

По мнению депутата Госдумы Романа Худякова, чтобы предотвратить такие трагедии, МВД должно создать эффективную систему контроля и отсева потенциально опасных для общества сотрудников. Парламентарий считает, что полицейские совершают тяжкие преступления из-за моральной и психологической нагрузки, которая приводит к профессиональной деформации личности. Последствия нервных срывов усугубляются еще и тем, что сотрудники полиции по долгу службы имеют доступ к огнестрельному оружию.

Чтобы на законодательном уровне решить эту проблему, депутат направил запрос в адрес министра внутренних дел Владимира Колокольцева с предложением внести изменения в закон «О полиции» и другие подзаконные акты. Согласно предложениям депутата, необходимо участить медицинские проверки сотрудников, сделав их ежедневными.

«Сейчас, согласно закону «О полиции», сотрудники проходят диспансеризацию один раз в год, в том числе психиатра и нарколога, — говорится в тексте запроса (имеется в распоряжении «Известий»). — Предлагаю рассмотреть возможность ввести обязательную ежедневную проверку невролога для сотрудников, получающих табельное оружие: сотрудник должен будет каждое утро по прибытии на службу проходить прием у врача, который по итогам проверки (давление, пульс, общее психологическое состояние, утомляемость, факт употребления алкоголя и т.п.) дает заключение о допуске сотрудника к работе и служебному оружию».

Данная проверка, по замыслу Худякова, позволит выявить «факторы нарушения психики, которые могут свидетельствовать о возможном неконтролируемом поведении». В таком случае сотрудник будет отстранен от службы на сутки.

Однако такой медконтроль невозможен без должной квалификации врачей, которые его проводят. Дроник пришел в МВД только в марте 2015 года, до этого он работал в системе ФСИН. При приеме на работу он проходил проверки, в том числе и у медиков, однако никаких отклонений они не выявили. Поэтому второй блок изменений в законодательство, предложенный Худяковым, касается врачебной компетенции.

«Предлагаю также рассмотреть вопрос об улучшении качества подготовки врачей в системе МВД — ранее они неоднократно подвергались критике со стороны экспертов за свою недостаточную компетентность, — пишет Худяков в своем обращении к Колокольцеву. — Таким врачам следует ужесточить ответственность, если сотрудник МВД, в отношении которого они давали заключение, допустил нарушение, повлекшее тяжкие последствия».

В МВД «Известиям» рассказали, что нынешние правила психологического тестирования достаточно актуальны — они обновлены в 2014 году и успешно функционируют в системе внутренних дел.

— В настоящее время мы используем приказ МВД от 1 октября 2014 года, которым и руководствуемся при профессиональном психологическом отборе кандидатов на должности сотрудников МВД, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства. — Там содержатся новые правила отбора, утвержденные правительством.

По словам председателя Московского межрегионального профсоюза сотрудников полиции Михаила Пашкина, существующая система проверки поступающих в МВД сотрудников работает неоднозначно.

— По данным профсоюза, медикам, которые проверяют людей перед их приемом в МВД, регулярно поступают «просьбы» от руководящего состава принять того или иного человека на должность в МВД, — рассказал «Известиям» Пашкин. — Если сверху скажут, что кандидат должен пройти психиатра, — значит, пройдет, если скажут — не должен, значит, не пройдет. Я также доносил эту информацию до руководства столичного главка, однако результатов пока не увидел.

По мнению Пашкина, необходимо проверить действия медиков, которые осматривали Дроника в марте, и принять меры реагирования.

— Сразу нужно было насторожиться: мужчине 38 лет, одинокий, бывал в горячих точках, работал почти без выходных, — поясняет Пашкин. — Необходимо проверить тех медиков и уволить их, если выяснится, что из-за их недосмотра Дроник попал на такую должность. Ему вообще не должны были дать должность начальника конвоя.

Психиатр-криминалист, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов не исключает того, что Дроник вообще не проходил проверку в МВД.

— Психологи и психиатры МВД внимательно обследуют человека с улицы, который впервые идет на работу в органы. Но проблема в том, что Дроник не был человеком с улицы, — рассказал «Известиям» Виноградов. — Фактически он перевелся из одного силового ведомства в другое, поэтому в МВД могли «зачесть» результаты медосмотров, проведенных еще во ФСИН.

Виноградов видит у Дроника признаки психических отклонений.

— Этот случай говорит о психическом расстройстве человека, — рассказал «Известиям» Виноградов. — Такой тип психиатрических заболеваний протекает скрытно, иногда серьезные отклонения кажутся просто плохими чертами характера.

Принимая во внимание расчетливость Дроника, которую он проявил после убийства, Виноградов сравнил полицейского с «битцевским маньяком» Александром Пичушкиным.

— Пичушкин совершал убийства с холодным расчетом, тщательно готовясь, чтобы остаться вне подозрений, и при этом был психически болен, — отмечает Виноградов. — Это особенность такого рода преступлений.

Эксперт отметил, что сейчас в МВД функционирует психологическая служба, которая призвана выявлять потенциальных коррупционеров, иных преступников, работающих в ведомстве. Но основное направление ее деятельности, по словам Виноградова, — как раз выявлять опасных психопатов, способных на особо тяжкие преступления.

Это уже не первый случай, когда полицейские совершают жестокие немотивированные убийства. Так, майор милиции Денис Евсюков 27 апреля 2009 года устроил бойню в супермаркете «Остров», убив двоих и ранив семерых человек. Как выяснилось, в детстве он состоял на учете в психдиспансере, а в юношестве в течение почти года находился на лечении в психиатрической больнице. Тем не менее это не вызвало вопросов у медиков, которые осматривали его для приема в МВД. Еще одно убийство произошло недавно в подмосковном Сергиевом Посаде. 27 декабря 2014 года сотрудник местного угрозыска Юрий Травкин без всякого мотива с особой жестокостью убил пенсионера в собственной квартире. Известно, что за несколько дней до этого он поругался со своей девушкой.