» » Астахов предлагает провести совещание по проблемам закрытых школ

Астахов предлагает провести совещание по проблемам закрытых школ

19-11-2016, 23:30

Учреждения для перевоспитания несовершеннолетних преступников, по мнению детского омбудсмена, нужно модернизировать

Астахов предлагает провести совещание по проблемам закрытых школ

Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов предлагает Министерству образования и науки России провести всероссийское совещание директоров интернатов для трудных подростков (учреждений для несовершеннолетних с девиантным поведением как открытого, так и закрытого типа). Омбудсмен требует положить конец побегам и рецидивам преступлений подростков из таких школ. Соответствующее обращение Астахова к главе ведомства Дмитрию Ливанову есть в распоряжении «Известий». Омбудсмен считает, что совещание должно проводиться с участием профильных специалистов по делам несовершеннолетних, в том числе сотрудников МВД и Генпрокуратуры.

Напомним, возраст уголовной ответственности в России — 16 лет, однако достигшие 14-летнего возраста подростки также могут получить реальные сроки, если ими были совершены тяжкие и особо тяжкие преступления, например убийство (ст. 105 УК РФ) или изнасилование (ст. 131 УК РФ), они отправляются в подростковые колонии. А дети, еще не достигшие 14 лет, совершившие такие преступления, попадают в закрытые школы, где с ними работают психологи и воспитатели. Отметим, что в отличие от колоний для несовершеннолетних спецучреждения для тех, кому не исполнилось и 14, подведомственны не Федеральной службе исполнения наказания (ФСИН) РФ, а Министерству образования и науки. Несовершеннолетний может быть помещен в закрытую школу до достижения им 18 лет, однако не более чем на 3 года. В такой интернат по решению суда также может попасть любой несовершеннолетний до 18 лет, совершивший нетяжкое преступление.

Учреждения для детей с девиантным поведением бывают двух типов — закрытые и открытые. В обоих случаях, как пояснили в пресс-службе омбудсмена, дети проживают на территории школ, однако в учреждениях закрытого типа дисциплина жестче.

— Всего в России работает 22 таких школы. 19 из них — закрытые, 3 — открытого типа, — сообщил пресс-секретарь.

Астахов рассказал, что в России до сих пор не решены проблемы воспитания трудных подростков в специальных профессиональных учреждениях закрытого типа (СПУЗТ, подведомственных Минобрнауки), что нарушает Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

— Во многих учреждениях до сих пор нет необходимых условий для надлежащего содержания, педагогической, психологической работы с воспитанниками, направленных на профилактику противоправного поведения. Из-за этого распространенным явлением, к сожалению, стало совершение детьми из закрытых школ побегов, а позже и новых преступлений, — возмущается Астахов. — К примеру, из одного и того же учреждения Сургута в 2014 и 2015 годах сбегали подростки — в первый раз групповой побег совершили 17 человек, через год — 16. В июле же прошлого года из специальной закрытой школы села Новоникольск в Приморье самовольно ушли 19 подростков 13–14 лет.

В обращении к Ливанову омбудсмен также обращает внимание на то, что руководство спецучреждения для подростков в Новосибирской области, в котором в 2013 году районной прокуратурой были выявлены факты «систематического получения различных травм воспитанниками» школы и укрывательства этих фактов от правоохранительных органов, «адекватных мер» не предприняло. И этот факт привел к тому, что уже через месяц в этой закрытой школе один из воспитанников был изнасилован своими товарищами.

— В таких учреждениях есть педагогический совет, на котором обсуждаются вопросы дисциплины обучающихся, но даже после этого преступления уже в 2014 году эти темы на обсуждении совета ни разу не поднимались, — говорит Астахов. — На совете по профилактике правонарушений (который был позже создан) также многие конфликтные ситуации закрытой школы не рассматривались. К сожалению, похожие истории есть и в других регионах и они не разрешаются.

Также Астахов отмечает, что в ряде учреждений для несовершеннолетних нарушителей медицинская помощь и защита имущественных прав (взыскание алиментов, контроль денежных средств на лицевом банковском счете и т.д.) также адекватно не обеспечиваются.

Астахов предлагает привлечь к обсуждению «прорех» в организации закрытых школ также региональных детских омбудсменов, представителей научного сообщества, а также общественников.

Если всероссийское совещание будет организовано, Астахов готов оказать Минобрнауки «консультативную, методическую и экспертную поддержку».

Социальный педагог государственного казенного специального учебно-воспитательного учреждения Саратовской области для детей и подростков с девиантным поведением закрытого типа «Марксовская специальная общеобразовательная школа» пояснила, что в школы закрытого типа попадают дети в возрасте от 11 до 18 лет и только по решению суда.

— Большая часть подростков оказывается у нас за кражи, грабеж, мошенничество, побои, угоны транспортных средств, иногда — за изнасилования. В нашей школе никогда не было детей, совершивших убийства, — рассказывает педагог. — Дети живут у нас постоянно, и дома могут оказаться только во время каникул — они идут параллельно с теми, что в обычных школах. В целом самовольно воспитанники не могут покинуть учреждение — у нас режимный объект: дети постоянно под присмотром. Тем не менее нужно понимать, что те дети, что хотят убежать, это сделают — у нас уже 2 года никаких побегов не было, но мы постоянно ребят контролируем. С теми, кто склонен к побегам, психологи работают отдельно.

По словам собеседницы, первая половина дня у воспитанников закрытых школ проходит точно так же, как у детей в обычных школах (ребята сидят на уроках), но перед началом учебного дня ежедневно подростки встают на линейку.

— После уроков воспитанники занимаются самоподготовкой — домашними заданиями, после этого для них предусмотрена трудотерапия и спортивные занятия. Детей учат разным ремеслам — лепке из глины, резьбе и другим прикладным вещам. Также психологи проводят в течение дня различные групповые и индивидуальные тренинги, — говорит педагог. — В 10 вечера дети обязательно идут спать, в туалет воспитанники ходят строем и по часам. По территории они также передвигаются вместе и под присмотром. В выходные — трудотерапия и спорт, а также детям предоставляется возможность посетить вокальную, инструментальную секцию, кружки по интересам.

Сотрудник закрытой школы обратила внимание на то, что побеги среди воспитанников совершаются в том числе из-за тоски по дому.

— Иногда в семьях какие-то проблемы и детей родители не посещают полгода-год, они скучают и хотят убежать. Также причиной самоволки может быть, например, известие о том, что дома что-то произошло, — сказала педагог. — Несмотря на то что охрана стоит по всему периметру школы, есть ребята, которые ищут любую возможность уйти — к примеру, улизнуть через форточку.

Заведующий отделением клинической психологии Научного центра психического здоровья РАН Сергей Ениколопов пояснил, что в закрытых школах учатся не только несовершеннолетние преступники, но и дети, склонные к наркозависимости — по желанию родителей.

— С подростками работают именно психологи — не психиатры, так как все воспитанники признаны вменяемыми. Это именно школы, не колонии — детей учат, с ними проводятся определенные тренинги, и привести даже уже совершивших злодеяния детей в порядок получается. Однако статистики точной нет, потому интерес к клинической психологии утерян — в этом и есть соль проблемы, — рассказывает Ениколопов. — На темы интеллекта, общения, например, на научных конференциях ученые присылают десятки работ, а по вопросам психологии девиантного поведения (это отдельная специализации), агрессии — меньше десяти. Психологов в закрытые школы готовят, опираясь на советские сведения — но это было 30 лет назад, а ведь дети сегодня совсем другие.

Ениколопов уверен, что побеги воспитанников из закрытых учреждений говорят о комплексе проблем — это и отсутствие в школах надлежащей дисциплины, и прорехи в охране, и невнимание Минобрнауки к проблемам сложных подростков.

— Ведомство больше озабочено проведением ЕГЭ, грантами среди школ, и проблемы хулиганов остаются часто за бортом, — сказал Ениколопов.

В пресс-службе Минобрнауки оперативно комментарий не предоставили.