» » Президенту представили доклад о ситуации с электричками

Президенту представили доклад о ситуации с электричками

23-04-2018, 12:44
Президенту представили доклад о ситуации с электричками

Институт глобализации и социальных движений (ИГСО) сегодня представил президенту РФ и в правительство РФ доклад о ситуации в пригородных пассажирских перевозках на железнодорожном транспорте. В нем приводится ряд решений проблемы с электричками, в частности, недофинансированием пригородных перевозок регионами. По мнению экспертов инситиута, необходимо принятие закона "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ".

- Необходимо принять такой закон, что позволит установить принципы госзаказа на организацию регулярного пассажирского железнодорожного сообщения и ответственность за обеспечение данных перевозок, - обозначено в докладе.

В документе отмечается, что ключевая проблема в системе пригородных перевозок - безответственность субъектов РФ, к чьим полномочиям и относится организация работы электричек. В частности, по законодательству регионы обязаны компенсировать расходы пригородных пассажирских компаний (ППК) и формировать заказ на организацию пригородного сообщения. В исследовании отмечается, что на практике компенсации ППК не выплачиваются (сумма общей задолженности составляет 38 млрд рублей), а долгосрочные концепции по организации работы электричек не сформированы.

- Позиция субъектов РФ в подавляющем большинстве случаев неконструктивна, - утверждает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. - Региональным властям необходимо пересмотреть свое отношение к решению транспортных задач. С их стороны должна быть конструктивная инициатива, так как это обязательство определено федеральным законодательством.

Доклад предлагает план действий по стабилизации системы электричек, подразумевающий активные действия как со стороны Правительства, так и со стороны субъектов РФ. Согласно предложениям, для решения проблемы регионам необходимо субсидирование пригородных перевозок из федерального бюджета. Кроме того, правительству предлагается контролировать организацию электричек в регионах. Минтранс предполагается наделить "полномочиями по согласованию комплексных планов по транспортному обслуживанию населения субъектов РФ и контролю за решениями по формированию регионального заказа и определению (изменению) объемов транспортной работы", а ФСТ поручить согласовывать тарифные решения региональных регуляторов и следить за их выполнением. Субъектам же предлагается поручить заключить долгосрочные госконтракы сроком от 5 до 15 лет на транспортное обслуживание населения и завершить работу по подписанию соглашений об урегулировании некомпенсированных потерь РЖД.

Также в докладе в качестве действий, необходимых для решения проблемы, перечислены уже реализуемые меры - закрепление ставки НДС 0% по перевозкам на электричках (соответствующий законопроект внесен Правительством в Госдуму) и установление льготного коффициента 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры РЖД (ставка уже изменена компанией до 31 декабря 2016 года).

Генеральный директор Института естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян отмечает, что возникновение проблем с электричками связано с тем, что план мероприятий Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, которые нужно было завершить до конца прошлого года, фактически не выполнен.

- В силу изменившейся ситуации в пригородном комплексе план мероприятий должен быть скорректирован, - считает Саакян.

В ИПЕМ отмечают неизбежность участия государства в пригородных перевозках. По данным института, за рубежом доля доходов от продажи билетов на электрички, как правило, составляет 30-35% (в России - около 50%), а остальная часть ложится на плечи государства. По данным экспертов ИПЕМ, отказ государства от организации и финансирования пассажирских перевозок приводит к исчезновению этого вида транспорта.

Напомним, 312 маршрутов пригородных поездов были отменены в начале 2015 года в 39 регионах РФ. В частности, эта мера коснулась Московской, Псковской, Тверской, Челябинской, Брянской, Вологодской, Свердловской областей. Сокращение количества электричек произошло из-за нежелания местных властей компенсировать разницу между комфортным для граждан социальным тарифом и экономически обоснованными затратами перевозчика. В начале февраля президент Владимир Путин раскритиковал ответственных за ситуацию с отменой электричек в регионах и потребовал от правительства немедленно восстановить их движение, что было сделано к 10 февраля.

Рейтинг статьи: